РАССТАНОВКА ВЕРТОЛЕТОВ НА СТОЯНКЕ И НА СТАРТЕ

Принцип размещения вертолетов на стоянке и на старте такой же, как и самолетов. Разница заключается в том, что вертолеты устанавливаются на больших интервалах и ди­станциях, чем самолеты. Это вызвано тем, что поток воз­духа, отбрасываемый лопастями винта,— у самолетов с пор­шневыми двигателями — или поток газов, вытекающих из сопла,— у самолетов с реактивными двигателями — направ­лен назад и поэтому не влияет на выбор величин интерва­лов между рядом стоящими самолетами. У вертолетов же поток воздуха, отбрасываемый лопастями несущих винтов при опробовании двигателей, направлен в стороны вниз. При недостаточных интервалах и дистанциях между рядом стоящими вертолетами отбрасываемые несущими винтами потоки воздуха могут оказывать взаимное влияние на ха­рактер распределения скоростей по диску несущего винта.

Так, например, при наличии потока воздуха справа (рис. 85) и правом вращении несущего винта (при виде сверху) у лопасти, проходящей спереди, окружные скоро­сти (wR) будут складываться со скоростью потока, отбра­сываемого вращающимся несущим винтом рядом стоящего вертолета, а у лопасти, проходящей сзади, будет иметь ме­сто разность между указанными скоростями.

При прохождении лопастями любого другого азиму­тального положения диска несущего винта результирую­щую скорость для определенного сечения лопасти можно определить по формуле

W — wR + 1/sin^,

где to — угловая скорость вращения лопасти;

R — радиус несущего винта; ф — угол азимутального положения лопасти.

При наличии потока слева (вращение несущего винта правое) результирующая тяга отклонится вперед вправо; при потоке спереди результирующая тяга будет откло­няться вправо назад, а при потоке сзади — влево вперед — Аналогично распределяются результирующие скорости [ по диску несущего винта и во время опробования двига — * теля при ветре.

Отклонение результирующей тяги несущего винта в одну из указанных выше сторон приводит к неравно­мерному нагружению крепежных точек вертолета, когда

Вследствие неравномерного распределения скоростей по диску несущего винта подъемная сила (тяга) лопастей также будет неравномерной, что приведет в данном слу­чае к наклону конуса вращения, а следовательно, и ре­зультирующей тяги несущего винта назад влево.

Направление потока (ветра)

Рис. 85. Распределение скорости по диску несущего винта при ветре справа

Опробование Двигателя производится «на привязи», или к усложнению управления вертолетом при проверке ра­боты двигателя и трансмиссии «без привязи» вертолета.

Опыт эксплуатации вертолетов показал, что для исклю­чения взаимного в зияния потоков, отбрасываемых лопа­стями несущих винтов, расстояние между рядом стоящими вертолетами должно быть не менее трех диаметров несу­щих винтов. Но в каждом отдельном случае величина этого расстояния зависит от типа вертолета и указана в инструкции по эксплуатации вертолета.

На малых оборотах несущего винта и при значительной силе потока или ветра справа возможен удар идущей по потоку лопасти о хвостовую балку вследствие ее опуска­ния. вниз из-за малой величины подъемной и центробеж­ной сил. Для предупреждения поломки лопастей несу­щего винта при его вращении на небольших оборотах сле­дует перед запуском двигателя и перед выключением трансмиссии устанавливать вертолет с учетом направле­ния и силы ветра. Для вертолета Ми-4 безопасная рас­крутка и остановка несущего винта может производиться при любом положении вертолета по отношению к направ­лению вет. ра, когда его скорость равна или меньше 10 м/сек. При ветре свыше Ю м/сек вертолет нужно уста­навливать так, чтобы он обдувался ветром спереди или слева. Влияние силы и направления ветра на положение лопастей несущего винта относительно хвостовой балки вер­толета Ми-4 показано на рис. 86 и 87. Расстояние между хвостовой балкой и концами лопастей при стоянке вертоле­та в спокойном состоянии в этом случае равнялось 410 мм.

При стоянке вертолетов на полевых аэродромах или площадках следует обращать внимание на надежность швартовки лопастей несущих и рулевых винтов, с тем чтобы порывистый ветер или воздушный поток от рядом вращающегося несущего винта вертолета не вызывал пе­риодического поворота лопасти относительно вертикаль­ного, горизонтального или осевого шарниров. Периодиче­ский поворот лопастей вокруг указанных шарниров может привести к износу шарнирных сочленений управления вер­толетом и, как следствие, к появлению вибрации вертолета в полете.

Натяжение крепящих лопасти тросов должно быть та­ким, чтобы закрепленная лопасть не получала дополни­тельной нагрузки, которая может вызвать остаточные де­формации лопасти.

18* 267